Техника-молодежи №11 2000 г
 
 
ГЛАВНАЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ВПЕРЕД
НАЗАД

В 1940 г. известный антрополог М.М. Герасимов восстановил по черепу скульптурный портрет Тамерлана. Тогда это казалось фантазией. Сегодня, пользуясь методом Герасимова, мы имеем возможность увидеть лица многих представителей той или иной эпохи. Достоверность метода неоднократно проверена криминалистами.

Рождение палеофонографии

Итак, наука убедительно показала, что может вернуть внешний облик давно ушедших из жизни людей. Но ведь существовала и еще одна мечта - услышать голос древнего человека.

Пожалуй, одним из первых обнародовал ее золотоордынский поэт XIV в. Хусам Катиб - житель нижневолжского города Муазам Орду в своей поэме «Джум Жума султан».

Его герой, найдя в оазисе среди пустыни человеческий череп,восклицает: «Аллах великий!
Видел я не раз Подобное.
Но никогда не знал,
Что может захотеться этих глаз
Увидеть цвет. услышать тот язык,
Который был присущ тому. кто жил.
Узнать о том. что человек постиг!
И сотворил великое Аллах,
Еще раз показав, как он велик:
Он говорить заставил череп - прах,
Вернув ему когда-то бывший лик.
Позже, в XVI в., к этому желанию -
услышать речь ушедших в прошлое людей - присоединился французский писатель-гуманист Франсуа Рабле.

В его романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» есть примечательный эпизод: «Пантагрюэль... твердил, что он слышит в воздухе мужские и женские голоса. Наконец-то и нам показалось, что мы что-то слышим... мы были одни в открытом море, и, тем не менее, рядом с нами говорили какие-то невидимые люди...

- Что это такое? - спросил Энитомон. - Говорят, что в некоторых холодных странах слова замерзают в воздухе, - сказал Пантагрюэль, - об этом я читал у одного древнего мудреца. Здесь может быть как раз то самое место, где эти слова оттаивают...

Давайте поищем, нет ли тут слов, которые еще не оттаяли. Вон они, - сказал Пантагрюэль и бросил на палубу целую пригоршню замерзших слов, похожих на разноцветные леденцы».

Да, человек научился записывать речь и другие звуки настоящего и хранить их для будущего. Но до сих пор он не умел воспроизвести звуки природы и голоса людей, прозвучавшие сотни лет назад. Теперь такая возможность появилась, что я, кстати, предсказывал ровно два года назад («ТМ», № 12 за 1998 г.).
Придет время, и эта лепная керамика, изготовленная 3,5 тыс. лет назад, «заговорит» на индоиранском наречии, которое, как считают ученые, было родным языком носителей данной керамической традиции. Демонстрирует керамику автор письма (пустыня Рын Пески).

Саратовские инженеры разработали технологию, которая позволяет снимать с керамики голос мастера, изготавливавшего на гончарном круге глиняную посуду («ТМ», № 8 за 2000 г.). Этот технологический прорыв в прошлое трудно переоценить.

Его можно сравнить, пожалуй, с изобретением телескопа. Пусть метод еще не совершенен, но это лишь начало. Пройдут годы, десятилетия, и, подобно тому, как телескоп «Хаббл» заглядывает в соседние галактики, ученые смогут заглянуть в далекое прошлое.

Они научатся снимать голоса древних не только с керамики, изготовленной на гончарном круге, но и с сосудов ручной лепки.

Ведь и на них, при заглаживании поверхности рукой или рабочим инструментом, остаются борозды, которые при обжиге закрепляются и способны тысячелетиями хранить человеческую речь, как и борозды на керамике, сформованной на гончарном круге.

(Уместно вспомнить в связи с этим, что японские инженеры около 30 лет назад попытались снять с картин старых мастеров их голоса, полагая, что бороздки, оставленные кистью на красочном слое полотна, стали своего рода «грамзаписью».

Чем закончилась попытка, мне неизвестно, но, вероятно, она по каким-то причинам не удалась. В случае успеха это стало бы научной сенсацией, которая получила бы широкую огласку.) Не сомневаюсь, что снятие голосов с лепных сосудов будет осуществлено, и тогда «заговорит» керамика неомета, энеомета, эпохи бронзы.

А это 6-3 тыс. лет до наших дней. Появятся фонотеки древних голосов, хранящие живую речь людей, творивших эти сосуды. Но главное, лингвисты смогут определить, на каком языке говорили носители той или иной керамической традиции, присущей определенной археологической культуре.

Итак, уходящий 2000-й явился годом рождения новой исторической дисциплины - палеофонографии. И восприемником этой «новорожденной» стал журнал «Техника - молодежи».

Лев ГАЛКИН, кандидат
исторических наук

на предыдущую страницу к началу этой страницына следующую страницу