Техника-молодежи №6 2000 г
 
 
ГЛАВНАЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ВПЕРЕД
НАЗАД

Читая «ТМ», я всякий раз чувствую порыв к движению вперед, в будущее. А статья Станислава Олегова "О, запах цветов, доходящий до крика...» («ТМ, №2 за 2000 г.) - о синестезии - меня просто взбудоражила, она будто пробудила от сна целый мир образов, ощущений, мыслей, - пишет нам из г. Иркутска Ирина ПОЛЯКОВА.

О синестезии и мифологическом сознании

Мне показалось: речь идет о том, что еще в детстве вызывало у меня настойчивое и болезненное стремление понять нечто в окружающем нас мире. Те слуховые, обонятельные, зрительные ассоциации, которые вызываются пустячными явлениями. Порой услышишь звук - чаще всего не один, а некую мелодию, напев - и в воображении сразу возникает картинка. Как правило, яркая, цветастая...

Читая статью, я вспомнила, как мы с братом играли в звуки-цвета: оказалось,что у него, как и у меня, есть четкие, устойчивые представления о цвете букв. Причем многие у нас совпадают. Например, «А» - непременно красная. У одних букв границы четко очерчены, у других же - расплываются. Та же «А» похожа на застывшие языки пламени.

У нашей мамы буквы тоже цветные, и она отмечает, что цвета эти могут быть разные. Кстати, и моя близкая подруга тоже имеет звуковое восприятие цветов.

Так может быть, синестезия - это то, что еще называют образным мышлением? Ведь человек думает чаще всего картинками, образами, и воображение его постоянно работает на расширение и углубление представлений об окружающем пространстве.

Мне кажется, что объяснить ассоциативную связь звуков, цветовых представлений, ощущений запаха можно с помощью такого свойства человеческой психики, как память. Она бывает скрытая - в подсознании - и тогда трудно проследить связь между факторами восприятия. Но бывает и совершенно осознанная. Простой пример: иду по улице, до меня доносится запах костра - и тут же вдруг ощущаю себя в совершенно ином мире. Мгновенно «переношусь» туда, где когда-то уже бывала, - в лес, в палатку у костра. С Байкала тянет прохладой... (Я очень люблю там бывать, меня туда тянет - и вот достаточно одного запаха, чтобы картинка предстала во всем многоцветье ощущений.)

Точно так же увиденное и услышанное в состоянии обостренного восторгом или болью восприятия - особенно сильного эмоционального потрясения, хоть положительного, хоть отрицательного - запоминается очень прочно и воспринимается потом как единое целое - этакий букет звуковых, цветовых и обонятельных ассоциаций.

Отсюда у иных, чересчур эмоциональных, людей и появляются такие вот насыщенные образы, как, скажем, забор «такой соленый на вкус и такой шершавый», у которого к тому же «такой пронзительный звук».

А может тут еще иной раз добавляется и память из прошлых жизней? Ведь говорят же, что все мы время от времени возвращаемся из инобытия в наш мир. Пусть в ином образе и в иное время, но возвращаемся...

По-моему, такое предположение о существовании «сверхпамяти» прошлого опыта подтверждает и тот факт, что синестики ощущают образы каждый по-своему. Ведь у каждого свой индивидальный жизненный опыт даже в данной жизни. Тем не менее, у родственников могут быть и сходные впечатления. И это тоже понятно - ведь они живут бок о бок, многие жизненные впечатления у них общие. А кроме того, многие из них эмоционально настроены на одну волну.

А что если эту игру в «цвет-звук» использовать как своего рода тест на выявление психологической совместимости, точек соприкосновения между людьми? Вон американские психологи уже догадались: они предлагают влюбленным почаще ходить в кино; и если обоим нравятся одни и те же картины, значит, они одинаково смотрят на жизнь, у них есть прочный базис для построения семьи.

Еще лучше было бы, если бы исследователи смогли выработать методики для формирования одинакового восприятия «звучания цвета» (окраски звука) как средство разрешения семейных конфликтов, достижения большего взаимопонимания между родителями и детьми.

А может быть, способность к синестезии можно развивать и тренировать?..

Давно минувшая эпоха мифологического сознания, когда архаичный человек воспринимал мир непосредственно, как целостность, ощущал себя органической частью Космоса, оставила нам .в наследство способность образного интуитивного мироощущения, проявляющуюся у всех с разной силой. И сегодня оптимистично смотрящие в будущее мыслители уверяют нас, что XXI век станет эрой утверждения космического сознания...


на предыдущую страницу к началу этой страницына следующую страницу