Техника-молодежи №9 2000 г
 
 
ГЛАВНАЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ВПЕРЕД
НАЗАД

БРИЛЛИАНТЫ АЛМАЗОВОЙ

С изобретением быстрого химического процесса обработки фотоматериалов и сравнительно дешевых, а главное - не требующих ума «мыльниц» увлечение фотографией стало повальным. И стар, и млад снимают все подряд, не то что не зная, а и совершенно не задумываясь, как получаются снимки. Я как-то провел опрос в одном из приемных пунктов «Кодак» и выяснил, что ни один клиент не имеет даже малейшего представления о фотографическом процессе.

И стало обидно. Сорок лет назад мы, фотографы старой школы, сами готовили даже фотоэмульсии для пленок, не говоря уж о проявителях-закрепителях, и на таких самодельных материалах получали фотографии, которые по сей день радуют глаз. И мне очень захотелось провести короткий ликбез, дабы раскрыть «щелкунам» всю красоту изобретений Луи Жака Манде Дагера и Жозефа Нисефора Ньепса - отцов-основателей фотографии, а в конечном счете - чтобы показать ближайшие тенденции ее развития.

Итак, после получения первых фотоизображений с использованием асфальтового лака (Ньепс), и иодида серебра (Дагер), уже вскоре был найден наилучший до сих пор светочувствительный материал - галогенид серебра. Его мелкодисперсный порошок, замешанный на желатине, и образует светочувствительные эмульсии. Фотоны, попадая на микроскопические зерна галогенида, в каждом из них могут восстановить несколько десятков ионов серебра до атомарного состояния. Так на засвеченных участках пленки образуются элементы будущего фотографического изображения - пока скрытого. Затем, под действием проявляющих веществ (метола, фенидона и др.) в «инициированных» светом зернах эти считанные атомы серебра катализируют процесс восстановления до металла всех остальных ионов зерна галогенида, отчего оно становится непрозрачным. А те, что не прошли «инициацию», остаются в галогенном состоянии. И поскольку галогенид металла есть соль, а соль, в отличие от металла, растворима (вспомним хотя бы обычный «натрий-хлор»), то незасвеченные зерна впоследствии растворяются и вымываются из фотослоя.

Так получается фотография. Способу этому больше полутора веков. С тех пор фотография стала массовой, мгновенной, цветной, объемной, помогла рождению рентгеноскопии, кино, голографии... И все благодаря замечательным свойствам галогенидов серебра. Лишь они способны выполнять все три ключевые функции: светочувствительного соединения, катализатора и материала построения изображения.

Но, увы, серебро дорого и дефицитно. Потребителей фотоматериалов прибавляется, а серебра - все меньше. Тупик? Похоже - да, что подтверждает постоянный рост цен на эти самые материалы. Правда, изобретательская мысль не дремлет. Сейчас развиваются два способа решения «серебрянной проблемы».

Первый - это цифровая техника, формирующая электронное изображение. Величина разрешающей способности подобных фотоаппаратов уже и. сравнима с размером зерна традиционной эмульсии. Но полный набор устройств для перевода цифровых снимков в привычные фотоизображения пока что значительно дороже и притом намного сложнее. Обывателю не освоить и обычный фотопроцесс, а тут - компьютер, специальные программы и драйверы, принтеры и картриджи, расходные материалы... Чтобы довести все это до уровня «мыльниц», потребуется, наверное, столько же времени, сколько на совершенствование самой фотографии. Так что разговоры о ее скорой кончине сильно преувеличены.

Второй путь обозначился лет тридцать назад. В исследовательской фотолаборатории тогдашнего Министерства бытового обслуживания РСФСР под руководством кандидата химических наук Алексея Алексеевича Титова был разработан оригинальный способ получения фотоэмульсии, в которых три основные функции галогенидов серебра удалось разделить между тремя отнюдь не благородными, а значит, дешевыми соединениями. Фотобумага, которую делали в лаборатории, еще уступала бромосеребряной по чувствительности и контрастности, но, как заявляли специалисты ведущего тогда института ГосНИИхимфотопроект, это был лишь вопрос времени, и очень скорого. Авторы же вообще считали реальным получение бессеребряных эмульсий чувствительностью до 100 ед. ГОСТ. (Достаточно сказать, что бромосеребряная фотография 50 лет не могла преодолеть барьер в 16 ед.) По зернистости же у новых материалов конкурентов не предвиделось: при максимальном оптическом увеличении (в 1200 раз) зерна еще не обнаруживались. Многие исследователи до сих пор лишь мечтают о фотопленке с такой фантастической разрешающей способностью.

...А затем пошла полоса перманентных «перестроек» системы бытового обслуживания, в которой работали авторы. Их «сливали», «переливали», «разливали» и, наконец, лабораторию угробили. Дело зачахло.

Но вот совсем недавно мне довелось встретиться со знаменитым российским путешественником Федором Конюховым. Я интересовался техническими новинками, которые использует он в своих одиссеях. Прочие детали - в другой раз, но один раритет, который показал мне Федор, напрямую относился к фотографии без серебра. То была подробнейшая карта, выполненная на лавсановой пленке (на фото 1 - художественная «заставка» к этой карте - напоминание о кругосветном плавании Конюхова). «Она прошла кругосветку, подверглась всем возможным воздействиям - была под ярчайшим солнцем, в морской воде, в зной и холод, а смотрите: как новая, - прокомментировал Федор. - Есть у меня графические рисунки, переведенные новым способом на пленку, на бумагу, на картон, на металл. Они тоже «вечны» - не стираются, не линяют. Отменный процесс, скажу я вам, а изобрела его одна моя хорошая знакомая...»

Так я получил адрес, а затем и познакомился с Эмилией Александровной Алмазовой (фото 2) - технологиней от Бога, руководительницей небольшого столичного АО «НАТЭП». Это несколько затянутое, но, надеюсь, небесполезное просветительное вступление открывает палитру прекрасных изобретений и основанных на них технологий, которые предлагает почитателям «Комиссионки» для отработки и внедрения эта юная духом, неуемная и талантливая женщина.

БЕССЕРЕБРЯНАЯ ФОТОГРАФИЯ: НОВЫЙ ВИТОК

- Об опытах 30-летней давности по созданию дифференцированных эмульсий без использования галогенидов серебра я, конечно же, была осведомлена, но не более того - рассказывает Эмилия Александровна. - Так что наша бессеребряная светочувствительная композиция (БСК), возможно, в чем-то повторяет подходы А.А.Титова, но скорее всего это новый виток в поисках, ибо на свою технологию мы получили патенты.

БСК - жидкость, чувствительная к рентгеновскому и ультрафиолетовому излучениям. Именно первое обстоятельство стимулировало исследователей - ведь рентгеновские пленки требуют в несколько раз больше серебра, чем любые другие фотоматериалы. Замечательно уже то, что получить просветную либо непрозрачную, но прекрасно читаемую копию рентгеновского снимка на лавсановой пленке с БСК (фото 3) - секундное дело. И она будет жить вечно, не теряя качеств. А значит, все рентгеноархивы поликлиник, больниц и НИИ можно сдублировать, оригиналы пустить в переработку и получить несчетное количество чистейшегосеребра. Таково первое предложение Эмилии Александровны к отечественным предпринимателям.

Получение рентгенограмм непосредственно на пленке с БСК - в принципе тоже не проблема. Здесь процесс становится двухстадийным: жестким излучением БСК инициируется, а затем изображение усиливается под воздействием ультрафиолета. Достигнуты обнадеживающие результаты, но технология не отработана до конца: требуются инвестиции и помощь опытных рентгенологов.

«Простые» фотографии на основе БСК можно делать полутоновыми или штриховыми, но монохромными - скажем, синими или коричневыми; зато, как уже упоминалось, они обладают высочайшим разрешением. Мало того: БСК можно нанести на все что угодно - дерево, ткань, кожу, мрамор, пластмассу (притом на поверхность любой конфигурации, не обязательно плоскую) - и затем экспонировать изображение через контактный позитив либо проекционно (фото 4). Тут открывается необозримое поле применений: орнаменты на изделиях из кожи, фактурирование отделочных материалов, перенос фотоизображений хоть на майки-блузки, хоть на гранит. Их не смыть, не стереть. А географические карты на БСК навсегда сохранят свою непревзойденную четкость. То же касается всевозможных приборных панелей и шкал, карточек и этикеток (фото 5) и т.п. И все это при смешной стоимости технологии. Ну, кто вперед?

ВОРОНЕНИЕ В РАЮ

Есть такой способ защиты изделий из различных металлов - воронение, или, в более общем случае, - оксидирование. Сверхтвердый и устойчивый оксидный слой толщиной 2 -- 3 мкм намертво осаждается на сталь, медь и ее сплавы, алюминий, титан, защищая их от коррозии и царапин, а заодно и улучшая внешний вид. Технология используется в основном в производстве оружия, кино-фототехники, различных оптических приборов, но также и для декоративного покрытия всякой всячины.

Как правило, химическое и электрохимическое оксидирование протекает прямо-таки в чудовищных условиях: изделия или детали погружают в ванны с концентрированной щелочью, где при температуре 140 - 160° С их тонируют от светло-серого до глубоко-черного цвета, в зависимости от времени пребывания в этом аду. Об экологичности этого общепринятого способа воронения лучше не спрашивать: «от и до» - страх и ужас.

Эмилия Александровна предлагает всем, кому претит инфернальная технология, свою, не имеющую аналогов в мире по простоте, экологической чистоте и дешевизне. У нее в гальваническом цехе АО, где занимаются оксидированием, на подоконниках растут цветы, а в уголке расположен стол, за которым персонал перекусывает в обеденный перерыв.

Покрытие наносится из нетоксичного водного раствора (рН =6-7) контактно-химическим способом (ноу-хау), без подвода внешнего источника тока. Чтобы ускорить процесс вдвое, можно поддать и току, но силой всего лишь 0,1А. Подогрев электролита до 50°С также удвоит скорость воронения. Толщина прочнейшего адгезивного покрытия достигает 2-3 мкм за то же время, что и при традиционном оксидировании, однако технология Алмазовой добавляет поверхности еще и гидрофобность, повышающую коррозионную стойкость. Но и это не все: новый способ сверхэкономичен. Судите сами:

- стоимость раствора здесь в 6 раз меньше стоимости традиционного щелочного электролита;

- в литре раствора можно без корректировки обработать 1,2 м2 металлической поверхности, что в несколько раз лучше химоксидирования, требующего к тому же регулярной добавки концентрированной щелочи;

- заметно снижается стоимость оборудования и повышается его долговечность;

- капиталовложения, необходимые для внедрения технологии, вполне посильны малому предпринимательству. Спрос же на защищенные и декоративные изделия огромен. Думайте, бизнесмены!

ЗАЩИТНАЯ РЖАВЧИНА

А этот способ вообще элементарен. С поверхности соскребается верхний, рыхлый слой ржавчины (или, в общем случае - окисла любого металла), сама поверхность елико возможно зачищается, обезжиривается и сушится. Затем кистью, тампоном или валиком на нее наносится тонким слоем салатового цвета жидкость (фото 6) и тщательно втирается. И наконец - полчаса сушки при комнатной температуре, то есть, попросту говоря, обычное высыхание. Правда, поверхность получится грязно-серой и неравномерной по тону. Но зато теперь ваш автомобиль, крыша дома или «ракушка», после покраски без какого-либо грунта, снова вряд ли когда-нибудь заржавеет. Ибо вышеуказанная салатная жидкость есть не что иное, как преобразователь ржавчины, превращающий ее в покрытие, стойкое и к сернистым ангидридам, и к морской воде, и к прочим могучим инициаторам коррозии. Эту удобную и эффективную защиту любых металлов Эмилия Александровна назвала «Панцирь».

Есть у нее и еще одно применение. Об этом лучше всех написал в своем экспертном заключении капитан «Полимарана-500» К.И.Ветер: «Перед трансатлантической гонкой, посвященной 500-летию открытия Америки, сотрудниками АО «НАТЭП» была произведена обработка подводной части полимарана специальным составом с целью повышения эксплуатационных и скоростных качеств. По заявлению изобретателей, он должен предотвратить обрастание днища и обеспечить повышение скорости судна...

Я провел полимаран от Феодосии до Кубы и вот что установил:

- спецпокрытие дало прибавку скорости на 12 - 14 процентов (хотя судно не является крейсерской яхтой, но по скорости с нею соперничало, развивая порой до 25 - 28 миль в час);

- простояв несколько лет на Кубе, полимаран практически не подвергся обрастанию и в результате почти не потерял скоростных качеств;

- при повсеместном использовании спецпокрытия можно достичь невероятной экономической эффективности, так как расход топлива у обросших судов увеличивается порой вдвое...».

И этот чудесный «Панцирь» известен пока лишь узкому кругу столичных автомобилистов - просто потому, что производственные мощности «НАТЭПА» ничтожно малы. Разве не обидно?

ПОЛИМЕРНАЯ РАДУГА

Хозяйки знают: даже легкорастворимая синька ложится на ткань неровно, как ее ни размешивай. А водорастворимые красители Алмазовой именно равномерно раскрасят любое полотно из капрона, лавсана или полиамида до какого угодно оттенка, скажем, от бледно-розового до густо-бордового или от чуть голубого до ультрамаринового, да так, что комар носа не подточит, не то что ОТК. Глубина цвета определяется временем нахождения материала в ванне. Контроль - визуальный.

Таким же способом можно окрашивать очковые оправы из оргстекла, фурнитуру, искусственный мех, гранулированную пластмассу для последующего формования или экструдирования (фото 7) - просто опуская все это в раствор, нагретый до 70 - 80°С. Время выдержки - от 5 до 30 с. Кто-нибудь слышал о столь элементарной технологии, да притом обеспечивающей 100-процентное использование красителей, безотходность и экологическую чистоту? Думаю, что нет.

А подводя итог, заявляю: все технологии Э.А. Алмазовой - даже не алмазы, а бриллианты чистой воды, да к тому же продающиеся пока по вполне умеренным ценам. В «Комиссионке» ждут предприимчивых бизнесменов и инвесторов.

ИЗ ПИСЕМ В «КОМИССИОНКУ»

Три года назад я писал вам о своем изобретении в области клонирования. За последнее время многое усовершенствовал в своей работе и хочу кое о чем рассказать и предложить. В том письме я упоминал работы Хейфлика, который доказал, что возраст клетки записан в ядре - и тем подтвердил мои догадки. Понятно, что всякая соматическая клетка в организме донора имеет определенный возраст, скажем, Х лет. И если в этот момент ее ядро переносят в оплодотворяемую яйцеклетку, то зародыш наследует все генетические признаки клетки донора, в том числе указанный возраст. И если в яйцеклетке нет веществ, которые каким-то чудом «аннулируют» эти Х лет, то клон должен расти очень быстро, пока не достигнет «донорского» возраста. И вот недавно сообщили, что овечка Долли быстро дряхлеет, то есть мои предположения подтвердились. А теперь я знаю и то, как получить нормального детеныша с биологическим возрастом, равным календарному. Кроме того, в некоторых случаях, при определенных манипуляциях, можно получить разнополый клон. Я понимаю, в это трудно поверить, но и такого можно добиться. Больше ничего сообщить не могу, ибо каждое лишнее слово - шаг к раскрытию секрета методики. Подчеркну главное: она очень простая. Однако для внедрения, как это у нас сейчас повсюду «принято», нет базы. Я обращался к дагестанским ученым - к ихтиологам, в сельхозакадемию - работу хвалят, говорят о перспективах, а денег нет.

Между тем за 3 года я со своими друзьями сделал еще немало. Вот список.

- Способ лечения вирусных и иммунодефицитных заболеваний людей и животных. Универсален, прост, проходит экспертизу в федеральном Институте промышленной собственности РФ.

- Физико-химический метод обработки дубовых бочек и клепок для получения ординарных коньяков и других спиртных напитков, где требуется процесс экстракции.Аппарат позволяет ускорить созревание коньяков более чем в два раза. Используется на местном коньячном комбинате, но мы надеемся на его внедрение и в других городах.

- Усовершенствованное устройство для получения клеточных гибридов методом электрического пробоя.

- Биологически активное вещество, полученное из продуктов жизнедеятельности микобактерий, обладающее иммуностимулирующим действием.

- Устройство для получения органических удобрений из вторичного сырья. В процессе убиваются споры, семена сорняков и патогенная микрофлора. Экономичен, доступен колхозам и фермерам.

Б. Мурсалов, г. Дербент

Прочитал в «ТМ» №3'2000, что некой фирме требуется высокопроизводительный насос. У меня есть такой агрегат - фотография была представлена на выставке «Архимед-2000» (фото 8). Некоторые его узлы являются ноу-хау, но если состоится выгодная сделка, то представлю чертежи. Производительность моего насоса - 20 л/с при оборотах вала (частоте циклов) 300 в минуту. Весит он 80 кг (блок и поршни из алюминиевого сплава). О стенки цилиндров трутся только поршневые кольца. Вращается одна деталь (кривошип, сделанный заодно с валом), остальные колеблются. Отсюда понятно, что насос в изготовлении прост и, следовательно, дешев.

В.Мухин, г.Тольятти

Предлагаю к внедрению влагосборник для отделения, сбора и автоматического сброса конденсата из трубопроводов со сжатыми газами (воздухом) при любом давлении - с ловушкой для улавливания грязи и твердых включений... ...а также бесклапанный дозатор биоматериалов, вакцин, агрессивных, радиоактивных и отравляющих жидкостей с регулируемым объемом выдаваемой дозы.

В.Лаврентьев, г. Кашира

Я изобрел и испытал принципиально новую систему электронного зажигания для ДВС. Главное достоинство - автоматическая установка угла опережения зажигания в зависимости от оборотов двигателя. Возможен ряд ручных регулировок. Кроме того, предлагаю к внедрению автомобильную охранную сигнализацию, отличающуюся от общеизвестных дешевизной.

А.Зуев, г.Азов

Изобретен пневмогенератор, способный заменить все виды энергоисточников, включая атомные. Принцип действия заключается в многократном сжатии воздуха посредством системы роторных насосов, находящихся в вакуумной емкости, до давления, большего, чем среда. Желающие участвовать в реализации проекта могут обратиться в «Комиссионку»; непосредственно к автору - Гореленкову, Москва, до востр.

АДРЕСА ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ И ФИРМ, упомянутых на страницах «Комиссионки», высылаются заинтересованным лицам почтой. Стоимость одного адреса - 100 руб., каждого последующего - 75 руб. Для получения этой информации надо сделать денежный перевод по адресу: 125057, Москва, а/я 95, «Техника - молодежи», Савушкиной И.В. (с пометкой «Комиссионка»). Копию квитанции об оплате, запрос и самоадресованный конверт необходимо отправить в адрес редакции: 125015, Москва, ул. Новодмитровская, д.5а, журнал «Техника - молодежи», «Комиссионка».



на предыдущую страницу к началу этой страницына следующую страницу