Техника-молодежи №8 2000 г
 
 
ГЛАВНАЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ВПЕРЕД
НАЗАД

Гончар за работой. Фрагмент старинной гравюры

В последнем за 1998 год номере, под рубрикой «Идеи наших читателей", мы опубликовали письмо Льва Галкина, археолога, кандидата исторических наук. Он предлагал «проиграть" - на манер граммофонной пластинки - древнюю керамику. Понимая, что не всем читателям нашего журнала доступен его позапрошлогодний выпуск, приводим фрагмент этого письма: «...мой интерес вовсе не праздный. Дело в том, что подобная расшифровка очень помогла бы археологам, которым нередко крайне сложно определить - на каком языке говорили жители раскапываемых ими древних поселений... Со своей, как мне тогда казалось, бредовой идеей я обратился в Институт акустики АН СССР, но дальше бюро пропусков пройти не удалось. Потом разговаривал с математиками Саратовского университета, которые отнеслись к моим соображениям на удивление серьезно, сказали, что в принципе задачу можно смоделировать. К сожалению, вскоре наша археологическая экспедиция в саратовском Заволжье закончила работы,и я уехал в Москву. Затем повседневная круговерть как-то отодвинула идею на задний план, а потом я и вовсе о ней забыл. Только однажды, нечаянно вспомнив, поделился ею со специалистом по керамике нашего Института археологии А.А. Бобренским. Оказалось, он тоже задумывался над этой проблемой, но нет ни средств, ни аппаратуры, чтобы «заниматься» ее изучением. С той поры прошло много лет. Может быть, за этот период уже появилась техника, с помощью которой есть все-таки шанс заставить "заговорить древнюю керамику?". Л.Галкин не привел своего объяснения, каким образом звук записывался на керамическую посуду. В комментарии к письму мы предположили, что при ее формовке на гончарном круге звуковые колебания от речевого тракта передавались рукам гончара и «запечатлевались» в глине. Прошло полтора года. И жарким летом нынешнего 2000-го в редакции «ТМ» вновь зашел разговор о древней керамике, которая... действительно зазвучала в руках инженеров-энтузиастов, увлеченных археологией. Как вы думаете, где это случилось? Правильно, в Саратове! Серьезные и настойчивые люди живут в этом поволжском городе.

Гончарный круг - фонограф средневековья

Фонограф устроен по принципу гончарного станка

Похоже, в арсенале историков и археологов появился еще один источник информации. При раскопках древних поселении ученые находили и по сей день находят много глиняной посуды, правда, чаще всего - ее обломки. Обоженная глина - керамика - представляет для исследователя не меньшую ценность, чем изделия из благородных металлов, ведь она тоже почти не разрушается в земле. Особую значимость эти черепки приобретают сегодня, ведь благодаря компьютерным технологиям осколки глиняных сосудов, изготовленных на гончарном круге, могут «запеть» или «заговорить» голосом мастера, ибо представляют собой не что иное, как фрагменты фонограмм. Что же послужило звукозаписывающей аппаратурой? Гончарный круг, пальцы мастера и специальные инструменты - стеки,изготовленные из кости или твердых пород дерева: самшита, бука и т.п. Кувшин или тарелка - та же грампластинка, а точнее, записывающий валик фонографа Эдисона, где в роли иголки выступал стек в пальцах горшечника.

Кстати говоря, наблюдение за работой гончара как раз и натолкнуло великого изобретателя на создание фонографа. Эдисон воспользовался свойством тонкой металлической пластинки воспринимать колебания окружающей среды. Под действием звуковых волн пластинка вибрировала, и прикрепленная к ней сапфировая игла с переменной силой прижималась к поверхности цилиндра, который поначалу изготавливался из оловянного листа, а затем был заменен восковым валиком. При вращении цилиндра игла царапала его поверхность, сам цилиндр смещался _ вдоль своей оси, в результате чего на нем оставался след в виде спирали. Таким образом записывался звук. Чтобы воспроизвести полученную фонограмму, достаточно было поместить иглу в начало процарапанной спирали и с той же скоростью, что и при записи, вращать цилиндр.

 
Бороздки на глиняных черепках и пример «снятой» с керамического «трека» осциллограммы

В конструкции фонографа много общего с устройством гончарного станка. В верхней части последнего располагался небольшой диск, на котором гончар формовал изделие, а в нижней - вращаемый ногой маховик в виде большого деревянного круга с прикрепленным к нему грузом - для сохранения равномерности вращения. Основным «инструментом» при формовке посуды всегда оставались пальцы ремесленника. И лишь при проработке деталей, придании особой шероховатости изделию и тому подобных операциях использовался стек. Собственно, он и выполнял функцию иглы в фонографе. Звуковые колебания, порожденные голосовым аппаратом человека, передаются не только через воздух. Существует так называемая коартикуляция - передача звуковых сигналов через тело. Человек говорит, рука колеблется в такт его речи, острие стека выводит бороздку на сырой глине, оставляя в ней неравные углубления, зависящие от частоты и силы колебаний. Обжиг фиксирует полученную "запись".

Воспроизвести "запечатленные" таким образом звуки непросто: чашку, а тем более черепок на проигрыватель не поставишь. «Звуковые дорожки» на керамике выявляет лазерное сканирование ее поверхности. Полученные осциллограммы с помощью современных вычислительных комплексов обрабатываются и анализируются для выявления речевых сигналов. Задача огромной сложности. Конечно, лингвистические особенности речи человека позволяют исследовать фонограмму низкого качества, обусловленного плохой записью, скверной акустикой и т.п. Но это верно для «нормальной» фонограммы. Здесь же мы имеем дело с чрезвычайно «низкокачественной аппаратурой», которая записала неявный коартикуляционный сигнал на фоне сильных шумов. В этом случае отфильтровать помехи, выявить речевую составляющую позволяют только наработанные математические модели.

Что же дала обработка имевшихся в нашем распоряжении глиняных черепков из раскопок в южной части Саратова - на территории средневекового Увека, или, по-другому, Укека? (Подробнее об этом исчезнувшем городе см. «ТМ», № 2 за этот год.) Прежде всего, удалось уточнить некоторые производственные характеристики найденной там керамической посуды, изготовленной, предположительно, в XII- XIII веках. На фонограммах, полученных от разных фрагментов керамики, прослушивается характерное звучание многозвенных механизмов, приводимых в движение, вероятнее всего, водой. Это хорошо согласуется с современными археологическими и историческими данными о существовании крупного промышленного производства на территории Увека. Еще один результат наших исследований - определены некоторые физиологические параметры отдельных участников этого производства: пульс - 48 - 52 удара в минуту, частота дыхания - 12 - 14 раз в минуту, возраст - около 40 лет. Но самое главное, удалось получить фонограммы речи. Конечно, это не какой-нибудь связный монолог (ведь исследовались осколки). Это - фрагменты пения. Да, мастер при работе пел! Услышать "живую"- мелодию XII века - сродни чуду... Работы по расшифровке древних "фонограмм" продолжа ются.

Руслан Сингатулин,
инженер,
руководитель проекта -
"Саратов - Увек - 2000"

на предыдущую страницу к началу этой страницына следующую страницу