Техника-молодежи №2 2000 г
 
 
ГЛАВНАЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ВПЕРЕД
НА2ЗАД

Гипноз - удивительное явление, до сих пор еще таящее немало загадок. Некогда считали, что это совершенно необычное, измененное состояние сознания, неконтролируемое и резко отличное от нормального. Однако затем выяснилось, что при гипнозе проявляются некоторые особенности сознания, свойственные человеку во время как нормального сна, так и бодрствования. Более того, у бодрствующего человека было обнаружено несколько промежуточных состояний нервной системы, получивших название гипнотических.

МЫ ГРЕЗИМ НАЯВУ

Сон и явь

Cобственно сну предшествует несколько промежуточных фаз, называемых просоночными. Было установлено, что эти фазы могут наступать и при полноценном активном бодрствовании. То есть каждый человек почти всю жизнь проводит как бы во сне или гипнотическом трансе, меняющем лишь свою глубину.

Этому странному утверждению современная психофизиология не может противопоставить ничего убедительного. Так, известно: электроэнцефалограмма (ЭЭГ), записываемая во время гипнотического покоя, очень похожа на ту, что регистрируют при глубоком сне. А в некоторых других фазах гипноза ЭЭГ может вообще не отличаться от ЭЭГ бодрствующего человека!

Ортодоксальная психология называет бодрствованием такое состояние сознания, когда индивидуум активно взаимодействует с внешним миром. Однако загипнотизированный может взаимодействовать с внешним миром даже активнее и успешнее, чем бодрствующий. Это демонстрируют удивительные эксперименты доктора В.Л.Райкова: внушение человеку образа высокоодаренной личности - например, известного художника или пианиста - резко повышало его способности рисовать или играть на фортепиано. Известно немало хрестоматийных примеров, когда творческие озарения наступали во сне. В то же время, в состоянии бодрствования сознание человека отнюдь не всегда работает достаточно полноценно. Иначе говоря, истинное бодрствование представляет собой скорее всего одну из фаз гипноза, которая обеспечивает оптимальную рабочую активность индивидуума.

На грани сознания

Cовершенно очевидно, что сознание не возникло сразу, а эволюционировало вместе с видом Homo sapiens. И для древнего человека нормальным было состояние, как раз близкое к гипнотическому (иногда его называют сумеречным), которое проявляется и в наше время, приводя в крайних случаях к патологии.

Сумеречное мышление, как изменяющийся уровень просоночного состояния сознания, представляет собой биологически целесообразный способ восприятия окружающей действительности: постоянно действующая система гипнотического усиления и преобразования поступающей информации способствует быстрой и точной настройке организма на текущую и предстоящую деятельность.

У древнего человека сумеречное мышление как бы растворяло его «Я» в природе и формировало совершенно особое чувство единения с окружающей действительностью, именуемое в восточной философии термином «дао», который можно перевести как «путь». А у современного человека сфера подсознательного продолжает тайно управлять жизнедеятельностью и на сознательном уровне.

Если сопоставить между собой известные сегодня особенности взаимодействия сознательного и подсознательного, а также различные виды транса, то можно утверждать, что вся психическая жизнь человека, определяющая его поведение, происходит в состоянии гипноза, меняющегося только по содержанию и силе.

Первородный гипноз

Желание жить представляет собой, пожалуй, самое фундаментальное проявление подсознательного. По своему характеру оно действительно похоже на постгипнотическое внушение, не поддающееся никаким посторонним влияниям. И надо полагать, такой перманентный самогипноз необходим человеку в состоянии бодрствования для того, чтобы поддерживать и умножать свои силы и находить разумные аргументы, которые способствовали бы его выживанию в мире, где превосходство добра над злом далеко не очевидно.

Близко к этой фундаментальной психической программе стоит и способность человека исполнять те или иные роли не только на театральных подмостках, но и в обыденной жизни, а также во время различных игр. Именно игры формируют у личности поведенческий и эмоциональный опыт (как, скажем, игры типа «дочки - матери»). Главным моментом любой игры служит вхождение в заданный образ, что может представлять собой лишь результат самовнушения с участием гипнотических механизмов, непроизвольно настраивающих организм на заданный вид деятельности.

В этом смысле все. бытовые, спортивные, деловые и даже военные игры представляют собой деятельность в состоянии более или менее глубокого транса.

Любовь зла...

Влюбленность как острое эмоциональное переживание, как неудержимое стремление к объекту сексуального выбора способствует реализации программы сохранения вида. При этом часто любовь возникает по механизму гипнотического запечатления, гак называемого импринтинга.

Психическое напряжение, вызываемое состоянием влюбленности, может быть движущей силой многих действий (творческой активности, интереса к людям и пр.) даже в тех случаях, когда она не связана с удовлетворением сексуальных потребностей, и потому считается благотворным и благородным переживанием.

Характеризуя важнейшие черты влюбленности, З.Фрейд обращал внимание на то обстоятельство, что объект любви в известной мере освобождается от критики, что все его качества оцениваются выше, чем аналогичные качества нелюбимых лиц, и все, что делает объект любви и что он требует, - абсолютно правильно и безупречно. Именно это и позволяет утверждать: в основе формирования влюбленности лежат механизмы гипноза.

Действительно, продолжает Фрейд, смиренное подчинение характерно по отношению как к объекту любви, так и к гипнотизеру. Никто, кроме объекта любви и гипнотизера, не принимается во внимание. Различие заключается лишь в том, что гипнотическая связь - это неограниченная влюбленная самоотдача, исключающая сексуальное удовлетворение, в то время как при влюбленности сексуальное удовлетворение лишь временно оттеснено на второй план.

Проявление измененных состояний сознания становится еще более очевидным при так называемых любовных играх и достигает степени ярко выраженного гипнотического транса во время полового акта. А в исключительных случаях гипнотическая сила любви достигает такого уровня, что толкает людей на преступления и даже самоубийства.

Внушаемость - норма?

Любое словесное общение содержит в своей основе элементы внушения, то есть не только служит для обмена информацией, но и влияет на психическое состояние собеседников. А с увеличением числа лиц, находящихся друг с другом в информационной связи, повышается их внушаемость, что позволяет легче управлять образовавшимся сообществом: в большой группе люди непроизвольно впадают в более глубокий транс, чем по отдельности, что подтверждается успехом сеансов коллективного гипноза. Фрейд объясняет этим стадным инстинктом безотчетное стремление толпы следовать за главарем, предводителем, вождем.

Фундаментальность гипноза проявляется и в том, что цивилизация очень мало снижает внушаемость: интеллектуалы поддаются гипнозу подчас не слабее, чем дикари. Возникает вопрос: а как быть с утверждением медицины, что в человеческой популяции есть около 60% лиц, слабо поддающихся гипнозу или вообще негипнабельных?

Это можно объяснить тем, что приведенная цифра весьма условна и серьезно никем не проверена. Так, исследования, проводившиеся различными авторами, дают результаты, зависящие от подбора испытуемых, методов гипнотизации и даже настойчивости экспериментаторов. Например, описан случай, когда пациента удалось загипнотизировать лишь после трехсотого (!) сеанса, хотя чаще всего транс наступает после второго - третьего сеанса, а иногда и сразу. Кроме того, некоторые не так давно разработанные методики гипноза позволяют добиться успеха практически в 100% случаев.

Не будет преувеличением утверждать, что все нормальные люди в той или иной мере внушаемы. Действительно, клинические наблюдения свидетельствуют о том, что слабая гипнабельность может служить симптомом психического нездоровья и сопровождаться психическими установками болезненного характера.

Учитесь бодрствовать

Cказанное выше позволяет утверждать, что истинное бодрствование представляет собой лишь крошечный плацдарм, с громадным трудом отвоеванный психикой Homo sapiens у сумеречного сознания первобытного человека. То есть у большинства людей бодрствование представляет собой лишь активную фазу первичного гипноза. В связи с этим возникает вопрос о роли и месте гипнотических воздействий в повседневной жизни современного человека.

Прежде всего, гипноз должен занять ведущее место в медицине. Это, конечно, не значит, что с его помощью можно лечить аппендицит или дизентерию. Речь идет о том, что применение практически всех методов лечения должно сопровождаться целенаправленными гипнотическими внушениями. Ведь если гипноз представляет собой основу регуляции психической деятельности здорового человека, то тем более он необходим больному.

Вместе с тем, высокая уязвимость человеческой психики к внушению таит определенную опасность и для отдельных личностей, и для общества в целом, о чем свидетельствует недостойная деятельность различных неорелигиозных, политических и экономических организаций. Следует считать весьма тревожной также обстановку, сложившуюся сегодня в средствах массовой информации и глобальной сети Интернет, использующих самые последние разработки психотехники, ориентированные на модификацию не только сознания, но и подсознания.

С каждым днем изощренность средств психического воздействия на человека повышается, в результате чего возрастает интенсивность трансовых состояний, в которых постоянно пребывает население целых стран и континентов. Контроль за всеми аспектами жизни потребителей информации приближается к полному и безусловному. Через несколько десятилетий (а может быть, и лет) он будет выполняться посредством компьютерных программ, разработанных с учетом специфики профессиональной деятельности основных групп населения как своеобразной популяции биороботов.

Сегодня о размахе информационной агрессии, ведущейся против бесхитростного, как ребенок, обывателя, можно судить по разгулу рекламы. То, что мы читаем, видим и слышим - лишь надводная часть айсберга. Какая его часть спрятана в неосознанных диапазонах восприятия, неведомо никому, кроме самих манипуляторов нашими мыслями и поступками.

Леонид ГРИМАК,
доктор
медицинских наук

на предыдущую страницу к началу этой страницына следующую страницу